общество

Колеса в законе

Электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и прочие средства индивидуальной мобильности (СИМ) как-то незаметно заполонили наши улицы. Совсем недавно эти простейшие средства передвижения на колесах находились в правовом вакууме. С марта этого года они получили свою правовую оценку и буквально вросли в Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях.

О развитии кикшеринга (краткосрочной аренды электросамокатов) и изменениях в законодательстве, связанных с СИМ в целом, шла речь на пресс-конференции первого заместителя председателя комитета Госдумы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павла Федяева, которая состоялась в медиацентре «Россия сегодня».

Кто ты: игрушка или нет?

Главные действующие лица среди СИМ, безусловно, электросамокаты. По-английски – кикскутеры. «Кик» означает «толкаться», «отталкиваться ногой». Так, собственно, называют обыкновенные детские самокаты. И хоть при езде на их электрических родственниках отталкиваться ногой от земли как раз не надо, название свое эти юркие мобильные средства сохранили. Так сказать, по наследству и внешнему виду. Отсюда, кстати, и слово «кикшеринг» – по аналогии с «каршерингом» и «велошерингом».

— Первоначально не было понятно, что это такое – транспортное средство или это что-то вроде детского самоката. Где вообще он должен ездить, каким образом это нужно регулировать? На обсуждение ушло некоторое время. И почти полтора года назад родился текст с определенными правилами, которые мы впоследствии реализовали в изменениях в ПДД и КоАП, — сообщил Павел Федяев.

Итак: электросамокат – это транспортное средство, вес которого не должен превышать 35 килограммов и для которого максимальная скорость ограничена 25 километрами в час. Сейчас обсуждается вопрос введения этих скоростных ограничений на уровне ГОСТа. Чтобы другие самокаты не производились у нас и не завозились в страну.

Справедливости ради надо заметить, что кикшеринговые компании все эти требования соблюдают и сегодня. Но есть же и частные самокаты.

— Регулировать эту сферу надо так, чтобы максимально удовлетворить интересы пешеходов и любителей пользоваться средствами индивидуальной мобильности, — продолжил Павел Федяев. — Но все законом никогда не предусмотришь. Поэтому владельцам электросамокатов нужно быть максимально внимательными и следить как за своей безопасностью, так и за безопасностью окружающих их людей.

—  А моноколес, гироскутеров и электровелосипедов новые правила тоже касаются? — поинтересовались журналисты.

— Да, совершенно верно. Ну, кроме электровелосипедов – они у нас и так уже давно в ПДД, — ответил Федяев.

По зебре – только спешившись

Что же конкретно изменилось с марта в ПДД для средств индивидуальной мобильности?

Во-первых, на них нельзя пересекать проезжую часть по пешеходному переходу, не спешившись. Во-вторых, нельзя ездить на электросамокате вдвоем. В-третьих, надо иметь с собой документ, удостоверяющий личность. Без него в случае какого-либо нарушения вам прямая дорога в отделение полиции для установления личности.

Также оговорено, где такие транспортные средства могут передвигаться. При наличии велодорожек – по ним. Если их нет – допускается движение по пешеходной части, но не создавая помех людям. Иначе говоря, если прохожих много и маневрирование затруднено, нужно спешиться.

Разрешено ездить и по дорогам, но только там, где разрешенная скорость не превышает 60 километров в час и нет возможности ехать по велодорожке или тротуару. Также введены дорожные знаки, запрещающие движение СИМ.

Впрочем, увы, введенные правила пока еще часто нарушаются. Павел Федяев сообщил, что сам был тому свидетелем, всего пару часов подежурив с коллегами на одной из людных площадей в центре столицы.

Под личную ответственность

Обеспечить все техническими средствами просто невозможно. Скажем, выставить ограничение максимальной скорости на своих самокатах для кикшеринговых компаний не проблема.

А вот как исключить езду вдвоем? Некоторые пытались установить датчик веса ездока. Но чтобы электросамокатом смог воспользоваться крупный мужчина, максимальный вес должен быть весьма приличным. Две хрупкие девушки могут его не превысить. Самокат просто не поймет, что на его площадке стоят две изнуренные диетой крохи, а не один упитанный господин.

Теперь о том, что у нас пока не регламентировано. Так, в России пока нет требования носить шлем при езде на электросамокате. Это создало бы проблемы для кикшеринга: куда его крепить, какого размера он должен быть и так далее. Впрочем, как заметил Павел Федяев, большинство обладателей собственных электросамокатов шлемы носят.

Пока СИМ не регистрируются, так что на них нет номера, а значит, нельзя отследить их нарушения по камерам уличного наблюдения.

— Но нужно ли все регулировать законодательно – еще вопрос. Возможно, кикшеринговые компании сами начнут ограничивать права нарушителей сервисов. Но главное, конечно, – личная ответственность каждого человека. А если речь идет о подростке, то и его родителей, — подчеркнул Павел Федяев.

Если проблемы с электросамокатами, не дай бог, начнут нарастать, будут приняты более жесткие меры, вплоть до введения прав отдельной категории для управления СИМ.

Пока, как отметил депутат, уже введенное регулирование приносит свои плоды. Количество СИМ у нас в стране увеличивается, при этом количество происшествий с ними не растет пропорционально.

Редактор отдела экономики газеты "Мурманский вестник".