![](https://info.yagupov.ru/wp-content/uploads/2024/01/aziz-acharki-JbeOGV0pIHs-unsplash-1140x641.jpg)
Глокальная Маша
Креативный — значит творческий. К соответствующим индустриям относятся сферы, где значительная часть добавленной стоимости формируется за счет творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность.
Не Москвой единой
К ним относятся журналистика и писательство, кино и фотография, телевидение и радио, реклама и маркетинг. Здесь же — архитектура, ремесла, промышленный и графический дизайн, моделирование одежды. Ну и, естественно, музеи, галереи, библиотеки, музыка и театр.
В современной экономике эти виды активности играют все более заметную роль. Тенденциям их развития в нашей стране было посвящено исследование Федерации креативных индустрий и Института национальных проектов. С результатами журналистов познакомили на пресс-конференции в информагентстве ТАСС.
Декан экономического факультета МГУ, научный руководитель Института национальных проектов Александр Аузан выделил ключевые моменты последнего времени, которые в значительной степени повлияли на ситуацию с креативными индустриями в нашей стране.
Во-первых, экономический рост 2023 года произошел во многом за счет государственных вложений. При этом немалые средства вкладывались в промышленные регионы страны. Поэтому креативная экономика теперь может быть реализована и на местах, а не только в Москве, как было раньше.
Во-вторых, шагнуло вперед использование искусственного интеллекта (ИИ). Это мировая тенденция. И Россия активно вступила в эту гонку, показав прекрасные результаты. При этом ИИ дает большие возможности для развития креативных индустрий. Скажем, озвучание рекламных роликов теперь можно поручить не композитору, а искусственному интеллекту. А значит, проще стало такие ролики делать.
В-третьих, активно идет разработка законодательной базы для креативных индустрий. Так, для них уже выработаны коды ОКВЭД. Они важны, например, для выделения различных видов государственной поддержки.
А вот серьезный вызов для развития креативных индустрий — возникшая в стране нехватка кадров.
— Пойдет вытягивание людей в другие отрасли, в основном — производственные. И это тоже нужно учитывать, — подчеркнул Александр Аузан.
Главной проблемой отрасли назвал нехватку кадров и ведущий специалист Института национальных проектов, научный сотрудник экономического факультета МГУ Виктор Брызгалин. По его мнению, отчасти ситуацию можно смягчить более широким внедрением искусственного интеллекта.
![](https://info.yagupov.ru/wp-content/uploads/2024/01/mika-baumeister-Y_LgXwQEx2c-unsplash-1024x576.jpg)
Культурные шоки
Виктор Брызгалин также представил основные результаты исследования. По его словам, креативная экономика России и мира в целом за последние несколько лет испытала несколько культурных шоков.
Сначала пандемия коронавируса ускорила процесс цифровизации. Затем появились прорывные технологии в сфере искусственного интеллекта. А затем, это уже касается только нашей страны, стресс-фактором выступило санкционное давление. Последнее событие, как отметил Брызгалин, привело к резкому падению экспорта и импорта креативных услуг.
Впрочем, президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев падение экспорта на 53 процента объяснил «приземлением» интеллектуальной собственности внутри страны. Права на нее стали регистрироваться здесь, а результаты попадают за рубеж по другим каналам. Удержать творчество в рамках государственных границ не представляется возможным. Да и задача такая не стоит.
И о других трендах в развитии отечественных креативных индустрий, которые выявило исследование. Часть из них, как представляется, одинакова для всего мира. Это, например, снижение барьеров входа. Писать книги и картины нынче пытаются все. Технически это несложно. А еще — каждый сам себе режиссер. При этом у большинства таких «творцов» нет профессионального образования и, как следствие, даже элементарных навыков.
Еще один общий для всех тренд — замещение части функций творческих специалистов искусственным интеллектом. Ему, например, можно доверить монтаж видео или разработку дизайна того или иного предмета.
Но есть в России и своя специфика в развитии креативных индустрий. Скажем, если во всем мире прослеживается тенденция на их глобализацию, то у нас акцент все больше смещается на местные традиции и аспекты.
Хорошо это или плохо — трудно сказать. Генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов, отметив важность регионального аспекта в их развитии, подчеркнул, что это формирует идентичность той или иной территории.
Впрочем, как подчеркнули участники пресс-конференции, локализация не всегда чужда выходу на международный уровень. Есть даже такой термин — глокальность. Это когда в продукте случайно или намеренно сочетаются глобальное и локальное.
В качестве примера Александр Аузан привел мультсериал «Маша и медведь». Он очень хорошо зашел в мусульманские страны потому, что девочка там покрыта платочком. А это и русские традиции, и требование ислама.
![](https://info.yagupov.ru/wp-content/uploads/2024/01/zbynek-burival-GrmwVnVSSdU-unsplash-75x75.jpg)
![](https://info.yagupov.ru/wp-content/uploads/2024/01/mohammad-hossein-mirzagol-k8mlaQIBgVc-unsplash-75x75.jpg)