общество

Глокальная Маша

Креативный — значит творческий. К соответствующим индустриям относятся сферы, где значительная часть добавленной стоимости формируется за счет творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность.

Не Москвой единой

К ним относятся журналистика и писательство, кино и фотография, телевидение и радио, реклама и маркетинг. Здесь же — архитектура, ремесла, промышленный и графический дизайн, моделирование одежды. Ну и, естественно, музеи, галереи, библиотеки, музыка и театр.

В современной экономике эти виды активности играют все более заметную роль. Тенденциям их развития в нашей стране было посвящено исследование Федерации креативных индустрий и Института национальных проектов. С результатами журналистов познакомили на пресс-конференции в информагентстве ТАСС.

Декан экономического факультета МГУ, научный руководитель Института национальных проектов Александр Аузан выделил ключевые моменты последнего времени, которые в значительной степени повлияли на ситуацию с креативными индустриями в нашей стране.

Во-первых, экономический рост 2023 года произошел во многом за счет государственных вложений. При этом немалые средства вкладывались в промышленные регионы страны. Поэтому креативная экономика теперь может быть реализована и на местах, а не только в Москве, как было раньше.

Во-вторых, шагнуло вперед использование искусственного интеллекта (ИИ). Это мировая тенденция. И Россия активно вступила в эту гонку, показав прекрасные результаты. При этом ИИ дает большие возможности для развития креативных индустрий. Скажем, озвучание рекламных роликов теперь можно поручить не композитору, а искусственному интеллекту. А значит, проще стало такие ролики делать.

В-третьих, активно идет разработка законодательной базы для креативных индустрий. Так, для них уже выработаны коды ОКВЭД. Они важны, например, для выделения различных видов государственной поддержки.

А вот серьезный вызов для развития креативных индустрий — возникшая в стране нехватка кадров.

— Пойдет вытягивание людей в другие отрасли, в основном — производственные. И это тоже нужно учитывать, — подчеркнул Александр Аузан.

Главной проблемой отрасли назвал нехватку кадров и ведущий специалист Института национальных проектов, научный сотрудник экономического факультета МГУ Виктор Брызгалин. По его мнению, отчасти ситуацию можно смягчить более широким внедрением искусственного интеллекта.

Культурные шоки

Виктор Брызгалин также представил основные результаты исследования. По его словам, креативная экономика России и мира в целом за последние несколько лет испытала несколько культурных шоков.

Сначала пандемия коронавируса ускорила процесс цифровизации. Затем появились прорывные технологии в сфере искусственного интеллекта. А затем, это уже касается только нашей страны, стресс-фактором выступило санкционное давление. Последнее событие, как отметил Брызгалин, привело к резкому  падению экспорта и импорта креативных услуг.

Впрочем, президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев падение экспорта на 53 процента объяснил «приземлением» интеллектуальной собственности внутри страны. Права на нее стали регистрироваться здесь, а результаты попадают за рубеж по другим каналам. Удержать творчество в рамках государственных границ не представляется возможным. Да и задача такая не стоит.

И о других трендах в развитии отечественных креативных индустрий, которые выявило исследование. Часть из них, как представляется, одинакова для всего мира. Это, например, снижение барьеров входа. Писать книги и картины нынче пытаются все. Технически это несложно. А еще — каждый сам себе режиссер. При этом у большинства таких «творцов» нет профессионального образования и, как следствие, даже элементарных навыков.

Еще один общий для всех тренд — замещение части функций творческих специалистов искусственным интеллектом. Ему, например, можно доверить монтаж видео или разработку дизайна того или иного предмета.

Но есть в России и своя специфика в развитии креативных индустрий. Скажем, если во всем мире прослеживается тенденция на их глобализацию, то у нас акцент все больше смещается на местные традиции и аспекты.

Хорошо это или плохо — трудно сказать. Генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов, отметив важность регионального аспекта в их развитии, подчеркнул, что это формирует идентичность той или иной территории.

Впрочем, как подчеркнули участники пресс-конференции, локализация не всегда чужда выходу на международный уровень. Есть даже такой термин — глокальность. Это когда в продукте случайно или намеренно сочетаются глобальное и локальное.

В качестве примера Александр Аузан привел мультсериал «Маша и медведь». Он очень хорошо зашел в мусульманские страны потому, что девочка там покрыта платочком. А это и русские традиции, и требование ислама.

Редактор отдела экономики газеты "Мурманский вестник".