экономика

От игрушек до лекарств

По данным Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), за прошлый год только в молочной отрасли благодаря внедрению национальной системы маркировки «Честный знак» количество производителей фальсификата уменьшилось в 12 раз — с 30 процентов до 2,5 процента. На 55 процентов уменьшилась продажа просроченной молочной продукции. Результаты внедрения системы обсудили участники круглого стола, который прошел в информационном агентстве ТАСС.

С точностью до аптеки

— «Честный знак» внедряется в России с 2019 года. В прошлом году система получила беспрецедентное расширение: запущено 11 экспериментов и введена обязательная маркировка в 6 товарных группах. На сегодня в системе находятся 17 товарных групп, — сообщила заместитель министра промышленности и торговли РФ Екатерина Приезжева.

В текущем году маркировка должна охватить все отрасли промышленности и товарные категории — от лекарств до детских игрушек. «Честный знак» интегрирован с информационными системами всех ключевых ведомств — как контрольно-надзорных, так и тех, что осуществляют регулирование в конкретных сферах. По 10 товарным группам утверждено 30 индикаторов риска. Система позволяет выявлять нарушения дистанционно, что снижает нагрузку как на контролеров, так и на ответственный бизнес.

— Эффективность системы уже доказана. Расширять ассортимент входящих в нее товаров нужно для создания барьеров для контрафакта на всех этапах оборота товаров, — подчеркнула Екатерина Приезжева.

— Обязательная маркировка лекарственных препаратов введена у нас с июля 2020 года и зарекомендовала себя очень положительно, — вступила в разговор руководитель Росздравнадзора Алла Самойлова. — Это и выявление контрафакта, и контроль за недоброкачественной продукцией. На сегодня в системе маркировки зарегистрировано почти 98 тысяч участников, почти 52 тысячи товарных позиций. Это колоссальные цифры.

Система позволяет отследить товар до каждого лечебного учреждения и каждой аптеки. Можно понять, каких препаратов не хватает, а значит, их производство необходимо увеличить, а каких скопилось на складах слишком много.

Но главнейшая задача, конечно, защита потребителей от контрафакта.

— Только за прошлый год нам удалось заблокировать 449 серий лекарственных препаратов, которые были признаны недоброкачественными, — сообщила Алла Самойлова.

Вначале был мех…

Как напомнил заместитель руководителя Роспотребнадзора  Алексей Поликашин, все началось еще в 2016 году с маркировки меховых изделий. Тогда эксперимент показал эффективность обеления рынка таким способом. С 2018 года началось расширение номенклатуры и создание целостной системы маркировки продукции.

— В прошлом году законодательство существенно трансформировалось. Роспотребнадзор определен основным органом контроля за цифровой маркировкой в розничном звене, — отметил Алексей Поликашин.

Как сообщил заместитель руководителя Росалкогольтабакконтроля Юрий Васильченко, его ведомство подключилось к проекту в прошлом году. Речь идет о контроле за производством и оборотом пива и пивной продукции. На очереди — табачные изделия. Для исключения нелегальной продукции нужен комплекс мер. И система маркировки — одна из них.

А какую пользу, кроме уже упомянутого снижения числа всевозможных проверок, принесет система маркировка законопослушному бизнесу?

По мнению председателя совета директоров ЦРПТ Михаила Дубина, важный положительный эффект — повышение конкурентоспособности легального бизнеса за счет выравнивания правил игры. Ведь нелегалы, производя продукцию плохого качества, могут предложить более низкую цену. Их уход с рынка помогает добросовестным предпринимателям нарастить объемы производства.

Что касается стоимости внедрения системы маркировки, то здесь, понятно, все индивидуально.

— Мы руководствуемся необходимостью упрощения внедрения этих систем предприятиями с точки зрения технологических сложностей, чтобы они не влияли на экономику бизнеса, — сказал генеральный директор «Антарес Вижн Россия» Павел Булгаков.

Компания, сообщил он, разрабатывает решения и помогает внедрять средства маркировки на производственных линиях и за их пределами. В частности, она оснастила более 20 процентов линий лекарственных препаратов в России и Белоруссии. Занимались и напитками. Отдельное направление — маркировка импорта на таможенных складах.

Технологии используются самые разные. Можно наносить коды стикерами, а можно печать типографским способом на саму упаковку. Был даже вариант нанесения их невидимыми чернилами, чтобы не нарушать эстетику упаковки. Впрочем, последний вариант, по признанию самого Павла Булгакова, скорее, все-таки экзотика.

Редактор отдела экономики газеты "Мурманский вестник".