экономика

Кругом — марш!

За два последних года российская внешняя торговля претерпела существенные изменения. Они затронули как структуру поставок, так и все стадии работы на рынке. Отечественным компаниям пришлось искать новых партнеров за рубежом и выстраивать более сложные логистические и платежные цепочки.

Адаптация российской промышленности к новым условиям работы также влияет на экспортный сектор. Замещение зарубежных поставщиков позволяет производить продукцию не только для отечественного рынка, но и открывать новые ниши за границей.

Сложившуюся ситуацию ведущие эксперты в области внешней торговли обсудили на площадке «Коммерсант Конференции».

Вместо параллельного — приоритетный

— Первый шок уже прошел, — отметила директор департамента развития и регулирования ВЭД Минэкономразвития РФ Лилия Щур-Труханович. — Действующие меры поддержки экспорта адаптированы под нынешние реалии. Если раньше товары больше ехали на Запад, то теперь — на Восток. Это просто смена направления. Но в будущем предстоит расширять географию своего присутствия.

В качестве перспективного рынка она назвала страны Африки. А меры государственной поддержки будут прирастать новыми опциями, которые позволят поставлять туда товары по конкурентным ценам.

По мнению Лилии Щур-Труханович, заход российского бизнеса в новые для него страны потребует усиления там наших торговых представительств и атташатов, а также создания торговых домов.

Одновременно государство создает благоприятные условия для так называемого приоритетного импорта — ввоза продукции, которой внутри страны сейчас не хватает. Программа параллельного импорта постепенно уходит в прошлое: производство многих видов товаров за два года удалось успешно локализовать.

Как сообщил вице-президент Российского экспортного центра (РЭЦ) Станислав Георгиевский, со странами Европейского союза у российского бизнеса было несколько десятков тысяч постоянных деловых контактов. А, например, с Латинской Америкой — менее тысячи. Сейчас эту ситуацию нужно исправлять. То же касается и стран Юго-Восточной Азии.

— В этой работе очень важна и востребована роль властей субъектов Федерации. Это огромный ресурс, который может помочь представить регион за рубежом, привезти туда бизнес-миссии, образцы продукции. Сейчас на это делается большой акцент, — подчеркнул вице-президент РЭЦ.

Нефть в обмен на специи

— Наш банк традиционно обслуживал внешнеэкономическую деятельность. За счет имеющихся защищенных каналов связи удалось отстроить работу с зарубежными партнерами в национальных валютах без использования международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей (SWIFT), — вступила в разговор старший вице-президент, руководитель департамента развития международных расчетов  банка ВТБ Ольга Баша.

В Китае, как уточнила она, ВТБ — единственный российский банк, который имеет полноценное представительство с местной лицензией. Его рассматривают как локального игрока, который подключен к местным платежным системам. Поэтому ограничения в расчетах, которые возникли в последнее время, коснулись ВТБ в меньшей степени.

Аналогичный филиал есть и в Индии.

— С Индией дисбаланс внешней торговли пока одиннадцать к одному. Понятно, что нефтяные потоки трудно перекрыть специями и чаем. Но мы стараемся. И проблемы «зависших» рупий больше нет, мы с ней справились, — продолжила Ольга Баша.

Такая же работа сейчас ведется с Вьетнамом. В числе новых рынков эксперт назвала Иран, который становится важным торговым партнером нашей страны.

Олимпийский дух партнерства

И все же, как отметил генеральный директор «ВижнЛабс» Дмитрий Марков, для небольших компаний главнейшей проблемой по-прежнему остается проведение платежей.

«ВижнЛабс» — команда экспертов в области компьютерного зрения и машинного обучения. Компания специализируется на создании решений в области распознавания лиц и объектов, дополненной и виртуальной реальности.

Эта небольшая компания, где работают около 250 человек, успешно продавала свои продукты в 35 стран. Разработками «ВижнЛабс» пользуются, например, полиция Аргентины и крупнейшие банки Сингапура.

Сейчас с платежами все сложно. И, по словам, Дмитрия Маркова, эффективный директор айти-компании сегодня должен решать базовые задачи, никак не связанные с разработкой новых технологий: как и в какой валюте оплатить работу зарубежных сотрудников (тут на помощь приходит биткоин), как получить деньги от иностранных партнеров за поставленный продукт и тому подобное.

— Дело не в том, что вы не можете получить деньги, и даже не в том, что вы не можете кому-то заплатить, а в том, что деньги могут запросто зависнуть в каком-нибудь банке-корреспонденте, а потом вернуться обратно, — уточнил Дмитрий Марков.

Еще одна проблема — специфическое оборудование, которое сегодня трудно закупить за границей. Например, серверы для обучения нейронных сетей.

Вместе с тем генеральный директор «ВижнЛабс» отметил эффективность мер, которые прилагают сегодня государственные структуры страны, чтобы помочь отечественным компаниям. Дмитрий Марков даже сравнил такое сотрудничества бизнеса и власти с олимпийским духом партнерства.

Редактор отдела экономики газеты "Мурманский вестник".