финансы

Год был выдающимся

Для банковского сектора страны прошлый год оказался выдающимся в плане роста бизнеса и кредитного портфеля, а также притока средств вкладчиков. Итоги подвел на пресс-конференции директор департамента банковского регулирования и аналитики ЦБ РФ Александр Данилов.

Лимиты на кредиты

— Кредитование юридических лиц значительно увеличилось. Рост был очень высокий, 20 процентов, намного выше, чем в 2022 году. Это свидетельствует о высокой инвестиционной активности на фоне перестройки и восстановления экономики, — подчеркнул Александр Сергеевич.

При этом объемы валютных кредитов уменьшились. И это положительный фактор, он снижает подверженность нашего банковского сектора валютным рискам. Интересно и то, что треть валютных кредитов была выдана уже в юанях.

Что касается потребительского кредитования населения, то его рост по итогам года составил около 16 процентов. Здесь, как уточнил Данилов, пришлось устанавливать лимиты (такая возможность у Центробанка есть), чтобы ограничить выдачу денег людям с показателем долговой нагрузки (ПДН) выше 80 процентов. Доля таких кредитов сроком свыше пяти лет не должна быть выше 5 процентов.

С этого года ужесточены и лимиты по кредитам для тех, у кого долговая нагрузка колеблется от 50 до 80 процентов.

— Это очень высокий ПДН. В некоторых странах в принципе запрещено выдавать кредиты людям с такой долговой нагрузкой, — уточнил Александр Данилов.

Прогноз ЦБ по потребительским кредитам на текущий год — плюс 3-8 процентов.

Перегретая ипотека

Но вернемся к прошлому году. Ипотека и вовсе росла рекордными темпами. Годовой прирост составил почти 35 процентов. Во втором полугодии темп роста был в районе трех процентов в месяц, что, как отметил Данилов, вообще беспрецедентно.

Впрочем, тут есть и пресловутая ложка дегтя. Ажиотаж при покупке жилья происходил за счет приобретения «первички» с различными формами государственной поддержки. На льготные программы приходится около 90 процентов всех покупок на рынке новостроек.

— Это ненормально, — уточнил Александр Данилов. — Это означает, что, по сути, льготные программы доступны всем. Мы выступаем за более их целевой характер, считаем, что они должны быть доступны только тем, кто действительно в них нуждается, а не всем подряд. На сегодня, к сожалению, нет никакого — ни имущественного, ни материального ценза. То есть льготную ипотеку может получить человек с любым доходом, даже если у него уже есть пять квартир. Надеемся, что в этом году условия будут пересмотрены в пользу адресных, целевых программ.

По словам Данилова, сейчас все преимущества пониженных льготных ипотечных ставок нивелируются ростом цен. А роста доступности жилья при этом не произошло.

— Мы также видим определенные характеристики ипотечных кредитов, которые могут говорить о накоплении рисков в системе. Прежде всего, это кредиты, которые выдаются людям с высоким ПДН, а также кредиты с низким первоначальным взносом, — продолжил Александр Сергеевич.

В частности, около 60 процентов ипотечных кредитов в конце года выдавалось с первоначальным взносом менее 20 процентов. А 46 процентов пришлось на заемщиков с ПДН более 80 процентов. То есть четыре пятых своих доходов человек должен будет ежемесячно отдавать банку в течение многих лет. Кто с этим справится? А значит, есть опасность для роста невозвратных кредитов. Сам человек при этом может лишиться жилья, а то еще и остаться должным банку, если падение цены на квартиру не будет перекрыто первоначальным взносом.

— Мы, конечно, реагируем, несколько раз ужесточали макропруденциальное регулирование, вводили макронадбавки, которые делают для банков выдачу кредитов с такими рискованными характеристиками более затратными, — сообщил Александр Данилов.

С марта по ряду категорий они станут просто запретительными. Но это, по мнению Данилова, не главный инструмент. Поэтому в Центробанке работают над тем, чтобы получить возможность и здесь устанавливать макропруденциальные лимиты, которые ограничат объемы рискованных кредитов.

В ЦБ ожидают, что в нынешнем году темп роста ипотечного кредитования снизится и составит около 7-12 процентов. И это более адекватный уровень, чем перегретые цифры прошлого года.

Триллионы нужно разделить

И о фондировании. Как сообщил Александр Данилов, за прошлый год вклады населения подросли весьма значительно, почти на 20 процентов. Причинами этого стали значительные социальные выплаты, а также рост заработной платы во многих отраслях из-за нехватки кадров. При этом валютизация вкладов упала с 20 до 7 процентов. И это, как и в случае с кредитами, хорошо.

За счет притока экспортной выручки, которую компании в основном конвертировали в рубли, приток их средств на счетах составил около 15 процентов. И снова о валютизации: она снизилась с 30 до 16 процентов.

В заключение — о банковской прибыли. В 2023 году она составила 3,3 триллиона рублей. Рекорд! Впрочем, по мнению Александра Данилова, сумму надо разделить пополам. Потому что следует учитывать предшествующий, 2022 год, который банковский сектор страны закончил фактически с нулевой прибылью. Тогда она составила около 200 миллиардов. Так что за два года средняя прибыль равна 1,6-1,7 триллиона. Прогноз ЦБ на текущий год — 2,3-2,8 триллиона.

Редактор отдела экономики газеты "Мурманский вестник".