Без грузов не останемся
Несмотря на переориентацию значительной части экспортно-импортных грузов на восток, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев видит серьезные перспективы Мурманского транспортного узла.
— В Мурманской агломерации сосредоточено достаточно большое количество проектов, — отметил он, отвечая на вопрос «Мурманского вестника» о будущем нашего порта. — На слуху угольный терминал «Лавна» проектной мощностью 18 миллионов тонн. В этом году завершается строительство и самого терминала, и железной дороги, которая к нему идет. Это позволит увести перевалку угля в сторону от жилой застройки. Кроме этого, есть ряд проектов у самого Мурманского торгового порта. Крупные игроки по перевалке нефтепродуктов формируют здесь один из двух перевалочных хабов для вывоза сжиженного природного газа из Сабетты.
О задачах отрасли на 2023 год и дальнейшую перспективу руководитель Росморречфлота рассказал на встрече с журналистами, которая прошла на площадке международного мультимедийного пресс-центра «Россия сегодня».
В целом по стране в прошлом году грузооборот российского морского транспорта дал прирост без малого один процент. В сложившихся условиях – это весьма неплохой результат.
— Прирост производственных мощностей составил 36 миллионов тонн с небольшим, все проекты загружены. Это говорит о том, что те инвестиционные решения, которые были приняты ранее, оказались востребованы, — сообщил Захарий Джиоев.
Что касается объемов перевозок по внутренним водным маршрутам, то они выросли на 5 процентов. Речники, по словам руководителя Росморречфлота, оперативно изменили логистику, выстроили новые цепочки поставок и смогли добиться неплохих результатов. Ожидается, что в этом году тенденция на рост перевозок сохранится.
Из-за ограничений по выездному туризму выстрелили, как выразился Джиоев, круизные перевозки внутри страны. По отдельным направлениям рост достигал 50 процентов. Востребована пассажирская компонента и в отношении Калининградской области.
Что касается переориентации грузов на восток, то, по словам руководителя Росморречфлота, развитие этого полигона уже было заложено в Транспортную стратегию Российской Федерации до 20З0 года. Однако 2022 год ситуацию, безусловно, обострил и вынудил ускориться. При этом грузовладельцы очень оперативно сориентировались и быстро нашли альтернативные контакты в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Транспортникам пришлось быстро подстраиваться под их нужды.
— Сейчас идут более сложные процессы, которые требуют времени, в частности, идет перепрофилирование ряда терминалов, создаются новые, специализированные терминалы, — отметил Захарий Джиоев.
Отдельно остановился он на снабжении Калининградской области, где дефицит железнодорожного сообщения нужно было восполнить морским транспортом.
В начале 2022 года на этой линии работало два автомобильно-железнодорожных парома. Закончили год моряки уже 18 судами, которые обеспечивали регион необходимыми грузами. Но сейчас и этого недостаточно. Есть очередь среди грузовладельцев. Так что совместно с Минтрансом Росморречфлот работает над дальнейшим увеличением количества судов и оптимизацией их работы на линиях. В частности, идет постепенный переход с перевозок вагонами на контейнеры или балкеры. Это позволит разгрузить железнодорожные паромы.
Российские порты Балтики в целом по итогам первого квартала этого года показали рост грузооборота, как, впрочем, и остальные бассейны страны.
В лидерах Усть-Луга. Не восстановился пока только Санкт-Петербург. Он сильно просел по контейнерным перевозкам. Новую специализацию порт пока не нашел, но вопрос в активном рассмотрении.
— По остальным номенклатурным группам динамика вполне обнадеживающая. Но контейнерные площадки надо чем-то загружать, — резюмировал Захарий Джиоев.