Ледоколам пенсия не положена
Обращение с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, а также концепция утилизации атомных ледоколов — эти темы были затронуты во время выездного заседания Общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области, прошедшего на ФГУП «Атомфлот». Надо заметить, что заседания совета проводятся здесь достаточно регулярно. Это предприятие атомной отрасли традиционно демонстрирует общественности свою открытость, готовность полно и обстоятельно рассказать о своей работе. Не стал исключением и нынешний раз.
Вначале немного истории. Радиоактивные отходы (РАО, узлы, детали, механизмы ядерных энергетических установок, а также инструменты и материалы, имеющие наведенную активность) и отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) стали накапливаться на территории предприятия фактически с начала эксплуатации первых атомных ледоколов. Тогда же на «Атомфлоте» вступило в строй хранилище твердых радиоактивных отходов (ТРО). Впрочем, их хранение здесь изначально планировалось как временное, на три-пять лет. За это время на Кольском полуострове должен был быть построен могильник РАО. Предполагалось также захоронение подобных отходов в море.
Но время внесло свои коррективы в эти планы. Могильник так и не был построен. Затопление РАО в морских глубинах также было запрещено. В результате — к 2005 году заполнение хранилища контейнерами с низкоактивными ТРО значительно превысило проектное. Контейнеры приходилось размещать в том числе и на открытых площадках. Да и сами они не отвечали требованиям хранения, ибо были предназначены для захоронения в море.
Дальнейшее накопление отходов грозило просто-напросто парализовать деятельность предприятия. Поэтому в 2006 году был разработан план мероприятий по их приведению в нормативное состояние. Годом позже правительство страны утвердило федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года». Она включила в себя и комплекс мероприятий по приведению накопленных на «Атомфлоте» РАО и ОЯТ в нормативное состояние хранения.
При этом решаются следующие стратегические задачи: во-первых, подготовить накопленные за долгие годы ТРО к передаче на длительное хранение. Во-вторых, уменьшить их объем за счет более компактного складирования в контейнеры. Для этого была разработана технология кондиционирования радиоактивных отходов, разработан новый тип контейнера, где опасное содержимое может храниться до пятидесяти лет.
— В 2009 году мы также провели модернизацию системы радиационного контроля нашего предприятия, — отметил заместитель главного инженера — начальник управления спецпроизводства ФГУП «Атомфлот» Андрей Абрамов. — Разрозненные системы, выполненные в свое время под отдельные проекты, были объединены.
На предприятии успешно действует линия кондиционирования негорючих и крупногабаритных ТРО. Здесь их упаковывают в уже упомянутые выше специальные контейнеры нового образца. Для более рационального использования их емкости крупные фрагменты измельчают на ножницах-гильотине, способных разрезать сталь до 60 миллиметров толщиной. Кстати, за счет кондиционирования объем ТРО удалось существенно уменьшить.
Затем контейнеры (под открытым небом уже давно ничего не складировано) поступают во временное хранилище кондиционированных РАО. Отсюда со временем им предстоит отправиться в Сайда-губу, где действует пункт длительного хранения радиоактивных отходов и реакторных отсеков утилизированных атомных субмарин.
— На сегодня основной объем низкоактивных радиоактивных отходов кондиционирован в невозвратно-защитные контейнеры и размещен у нас во временном хранилище, — сообщил Андрей Абрамов. — Сейчас мы уже приступили к работе со среднеактивными отходами. А с 2013-го займемся и высокоактивными.
Радиоактивные отходы, которые можно спрессовать, поступят на соответствующую технологическую линию. Те из них, которые можно измельчить, пропустят через шредер. Затем их ждут бочки и пресс. Процесс довольно простой: подпрессованные бочки вновь досыплют измельченными отходами и возвратят под пресс до их заполнения. Затем бочки паспортизируют и уложат в стандартные двадцатифутовые контейнеры. В перспективе контейнеры также отправятся в Сайда-губу. Там эти ТРО можно будет спрессовать еще сильнее на супер-прессе. Прямо в бочках. Благо, что те — специальные, так называемые складывающиеся.
Это то, что касается радиоактивных отходов. На «Атомфлоте» также ведутся работы по модернизации комплекса перегрузки ОЯТ. Отработавшее ядерное топливо от текущей деятельности предприятия отправляется на переработку на комбинат «Маяк». Но переработать там можно не все ОЯТ — нет пока соответствующих технологий. Для топлива, процесс «реинкарнации» которого еще впереди, на «Атомфлоте» построено — кстати, первое в России — сухое (то есть, не затапливаемое водой) хранилище ОЯТ контейнерного типа.
Но сюда топливо нужно иметь возможность безопасно доставить. Поэтому очень большой объем работ связан с модернизацией пункта перевалки ОЯТ. Здесь Андрей Абрамов выделил три момента. Первый — строительство берегового поста загрузки ОЯТ в контейнеры. Он должен заменить пост загрузки, который сейчас находится на плавтехбазе «Лотта» (она уже фактически исчерпала свой ресурс и в обозримом будущем будет готовиться к утилизации). Второй момент — модернизация пятого причала. Она позволит вставать к нему всем плавтехбазам «Атомфлота». Основная цель этого — объединение всех работ в одном месте, чтобы максимально сократить маршруты транспортировки топлива и тем самым увеличить безопасность манипуляций с ним. Третий момент — монтаж специального портального крана, сертифицированного для работ с ядерными материалами.
Но на предприятии уже начали готовиться и к другой, не менее важной работе. Ядерное топливо и радиоактивные отходы — это, если так можно выразиться, продукты жизнедеятельности атомных ледоколов. Но и сами они уже один за другим начинают выводиться из эксплуатации. А значит — на очереди вопрос с их утилизацией. И если в разделке отработавших свой срок атомных субмарин уже накоплен немалый опыт, то мирные атомоходы отправлять «на иголки» еще не приходилось. На заседании общественного совета фактически прошло первое публичное представление концепции их утилизации.
Еще в 2006 году, когда мы работали над формированием своих предложений по формированию федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», — рассказал Андрей Абрамов, — было понятно, что срок эксплуатации судов атомного ледокольного флота начинает подходить к концу. А стало быть, надо планировать, где, как, в какие сроки и за какие деньги эти суда будут утилизироваться. В результате в названную ФЦП была включена разработка концепции их утилизации. Она позволяет определиться хотя бы предварительно, на какие уровни финансовых затрат мы выходим.
По имеющимся расчетам утилизация одного ледокола оценивается в полтора-два миллиарда рублей. А занять она должна около двух лет. Реакторное оборудование атомоходов предполагается отправлять на хранение в ПДХ в Сайда-губе.
Сейчас, когда концепция уже готова, настало время переходить к практическим шагам. В частности — к разработке проектов. И первые на очереди — атомоходы «Сибирь» и «Арктика». Они уже выведены из эксплуатации и находятся в так называемом холодном отстое. Стоят, горемыки, у причала, как приговоренные к казни в ожидании исполнения приговора. Предполагается (сроки, безусловно, пока очень условные — все будет зависеть как от разработки проектов, так и финансирования) утилизировать «Сибирь» к 2016-2017 году, » Арктику» — к 2018-2019 году. За ними должен последовать атомоход «Россия» — 2019-2020 годы. Как говорится, и так далее и так далее.
Жалко, конечно, но что поделать? Право на пенсию заработал себе только атомоход «Ленин». Потому что был первым. Так где же обретут свой последний покой наши атомные богатыри? Пока рассматривается несколько вариантов, включая Северодвинск, 82-й судоремонтный завод в Рослякове и Снежногорский СРЗ «Нерпа». Причем последний из них, по мнению специалистов, подходит лучше всех. Что ж, поживем — увидим.
Утилизация ждет также суда атомного технологического обслуживания. О проекте «Лепсе» мы уже подробно рассказывали своим читателям. В обозримом будущем отправить в небытие предстоит также плавтехбазы «Володарский» и «Лотта».
Понятно, что история атомного гражданского флота России на этом не прекращается. Осваивать Арктику нам еще предстоит. Так что отработавшие свой срок атомные богатыри и суда технологического обслуживания будут заменяться новыми.
(«Мурманский вестник», 25.01.2012 г.)