экономика

Традиции и экономика

В 28 субъектах российского Севера и Дальнего Востока, включая Мурманскую область, проживает четыре десятка коренных малочисленных народов. В конце июля Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон о развитии креативных (творческих) индустрий, куда в числе прочего относятся и народно-художественные промыслы и ремесла коренных малочисленных народов Севера (КМНС).

Для традиционных этносов ремесла являются не только образом жизни, но и возможностью повысить уровень самозанятости, а также идентифицировать себя и свою культуру. Вопросам развития креативных индустрий КМНС была посвящена сессия ИД «Коммерсантъ» и ВЭБ.РФ «Креатив КМНС как фактор развития территорий».

Не красивые картинки, а древние обычаи

— Креативная индустрия — по-русски говоря, творческая деятельность. Для нас — это традиции. Мы — традиционные сообщества. Главное наше отличие в том, что мы проживает компактно и, как правило, вне цивилизации и очень близки к климатическим суровым условиям. И вся культура, образ жизни, экономика, они сотканы из очень древних обычаев. Обычай шить одежду, которая необходима, обычай ориентироваться в пространстве, выживать, экономику вести, охотиться, рыбачить, кочевым животноводством заниматься в Арктике, — поделился с участниками разговора сенатор от ЯНАО, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Григорий Ледков. — Все эти обычаи и традиции и есть, по сути, творчество. Что касается нового закона, то мы видим, какие плюсы для нас он может принести. Мы сможем представлять свою культуру уже с использованием мер государственной поддержки. Сможем выходить на более широкую аудиторию, больше говорить о себе.

Вторая важная цель, по мнению сенатора, — выполнить миссию по сохранению в неискаженном виде традиционных обычаев народов Севера, их образа жизни, культуры (орнаментов, песен и так далее), а также методов охоты, рыбалки на долгие века.

Форумов и фестивалей северных народов, как отметил Григорий Ледков, сейчас проходит немало. В том числе и в столице, где они собирают тысячи и тысячи москвичей и гостей города. Но главное, чтобы это были не красивые картинки, а подлинные древние культурные традиции.

— Должно быть понимание, что это не какой-то фейк, а живая культура, — уточнил Ледков. — Понимание того, что, например, в этой одежде реальные люди живут, охотятся, кормят свои семьи, платят налоги. И мы нацелены на то, чтобы эти живые культуры развивались и показывали себя.

Спор физиков с лириками

— Принятый закон наконец-то вводит понятие креативных индустрий в экономику. Потому что это вечный спор физиков и лириков, он приводил к тому, что ведомства не могли даже распределить, кто и за что должен отвечать. Сейчас, к счастью, мы понимаем, что это часть экономических процессов, что это, конечно, духовность, культура и так далее, но это точно про развитие городов, про развитие территорий и про экономику городов, — вступил в разговор директор-координатор социокультурных программ ВЭБ.РФ Олег Ракитов. — Те же народные орнаменты — это не что иное, как дизайн. А дизайн — это точно уже экономический фактор. И, к примеру, то, что создано и сохраняется малочисленными народами, может стать частью культурного кода всей территории, на которой они проживают, культурным кодом какого-то отдельного продукта. И это, с одной стороны, сохранение традиций, а с другой — часть экономического процесса. Поэтому мы в рамках деятельности ВЭБ.РФ стараемся выявлять такого рода моменты, которые связаны с уникальной культурой. Позволяем им проявляться и становиться более явными внутри наших проектов.

Дело для молодых и талантливых

— Когда мы говорим о креативных индустриях, очень важно говорить о том, какая инфраструктура существует. Сегодня, например, очень важен доступ к высокоскоростному Интернету. В нашем регионе так сложилось, что в основном КМНС проживают в труднодоступных населенных пунктах, в Арктике, где суровые условия во всех смыслах. И там у нас спутниковый Интернет. Он очень дорогой и медленный. Поэтому сейчас строится волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС). Она свяжет 13 арктических районов. Три из них уже подключены к высокоскоростному Интернету, десяти это еще предстоит. Это 7 тысяч километров ВОЛС, 11 миллиардов рублей инвестиций, — сообщил заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха-Якутия Михаил Погодаев.

Второе, что отметил выступающий, важность развития тех компетенций, которыми сегодня обладают представители КМНС. Их необходимо улучшать, чтобы люди занимались креативной экономикой на современном уровне.

— Закон, который сегодня принят, я думаю, позитивно на это повлияет. Потому что молодых ребят очень много, талантливых, которые хотят себя проявить. А сфер приложения сил тоже очень много: это и национальная одежда, и национальная кухня, это кино, та же анимация, например, и так далее, — продолжил Михаил Погодаев.

Как и Григорий Ледков, он поднял важную тему аутентичности создаваемого продукта.

— К сожалению, очень часто под видом традиционной культуры выдаются некие фейковые поделки, незаконное использование традиционных знаний, культуры коренных народов, — подчеркнул Погодаев. — Второй момент — вопрос интеллектуальной собственности коренных народов. В этой сфере все нужно упорядочить, чтобы были понятные алгоритмы процедуры, как необходимо добиваться согласия наших народов на то, чтобы использовались элементы нашей культуры в экономических целях.

Редактор отдела экономики газеты "Мурманский вестник".