технологии

Найдется роботу работа

Тема мобильных агентов, проще говоря – управляемых дистанционно аппаратов, всегда была в повестке Петербургского электротехнического университета («ЛЭТИ»). История подобного рода исследований началась здесь еще в середине семидесятых годов прошлого века.

Сегодня, подчеркнул заведующий кафедрой вычислительной техники «ЛЭТИ», профессор Михаил Куприянов, требуется консолидация всех усилий. Основной фокус сосредоточен на создании коллективного (роевого) интеллекта, чтобы группа беспилотников могла действовать слаженно.

Надо думать и о завтрашнем дне. Мир технологий очень быстро движется вперед. Поэтому, уверен ученый, надо переходить к умным авиационным системам, которые не будут управляться внешним пилотом, а станут решать поставленные задачи самостоятельно, с помощью искусственного интеллекта.

Беспилотники – это не только летательные аппараты, но и те, что работают в водной среде или на земле. Скажем, уже сегодня беспилотные системы находят все больше применения на железнодорожном транспорте.

Петербургский университет телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича готовит связистов с тридцатых годов прошлого века. В сфере беспилотников, сообщил проректор по проектной деятельности вуза Евгений Милаев, здесь разрабатывают защищенные каналы связи. Это важно для выживаемости беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в боевых условиях. Создают в вузе и системы для создания помех для беспилотников противника.

Есть полигон, надо которым Росавиация ввела бесполетную зону, так что там можно смело использовать и экспериментировать с различными  БПЛА.

Самым значимым беспилотником, напомнил Директор института аэрокосмических приборов и систем Петербургского университета аэрокосмического приборостроения Николай Майоров, у нас был космический челнок «Буран», который выполнил полностью автономный полет. С тех пор прошло уже 35 лет.

— Сфера БПЛА находится сейчас на подъеме. Индустрия активно реагирует на любые разработки в этой области. И многие компании пытаются внедрять беспилотники в свои технологические процессы. Сегодня их применение очень широкое – от доставки грузов до сбора данных, — подчеркнул Николай Майоров.

Много проектов в сфере беспилотного наземного транспорта, включая электрический, а также в области морских и воздушных беспилотных аппаратов выполнили в Петербургском политехническом университете Петра Великого. В нынешних реалиях, сообщил директор Центра технологических проектов университета Алексей Майстро, особенно важно заместить ключевые импортные компоненты.

В университете внедряют оборудование и материалы, которые ничем не уступают лучшим иностранным аналогам, а по ряду показателей и превосходят их. Программное обеспечение также полностью отечественное.

В качестве успешного примера Алексей Майстро привел морской образовательный робототехнический комплекс «Бублик-Пи». Несмотря на шутливое название, это полноценный компактный надувной робот, который умещается в походную сумку. Он оснащен системой технического зрения, бортовой вычислительной системой, системой навигации и так далее. Может использоваться в учебных целях.

Основными потребителями беспилотников, вновь вступил в разговор Михаил Куприянов, сегодня выступают компании, занимающиеся логистикой, мониторингом. Ожидается, что в ближайшее время спрос на такие аппараты возрастет в 15 раз. Не за горами то время, когда доставка грузов с помощью БПЛА сравняется по цене и даже станет дешевле других транспортных решений.

Отрасль, добавил Евгений Милаев, безусловно, подтолкнула к развитию и ведущаяся спецоперация. Будем говорить прямо, военные также очень заинтересованы в подобных помощниках.

Следует уточнить, что обсуждение перспективных разработок российских ученых в области беспилотных систем прошло на площадке информагентства ТАСС в Санкт-Петербурге.

Редактор отдела экономики газеты "Мурманский вестник".