архив

Свистать всех наверх?

Мурманская область, к сожалению, является безусловным лидером по наличию радиационно опасных объектов. Именно здесь, на Кольском полуострове всегда базировались основные силы атомного подводного флота страны. И к концу 90-х годов прошлого века стали очевидны проблемы с утилизацией отработавших свой срок атомных субмарин, а также приведением в порядок береговых баз, где были накоплены радиоактивные отходы (РАО). На эту проблему обратили внимание на Западе, оказав России необходимую материальную и техническую помощь.

За счет иностранных средств и собственных ресурсов за прошедшие годы удалось сделать немало. Утилизированы выведенные из эксплуатации АПЛ, огромная работа проведена на объектах в губе Андреева и Гремихе, построены пункт длительного хранения реакторных отсеков и комплекс по переработке и хранению РАО в Сайда-губе, освоены технологии разборки аварийных реакторов, найдены решения многих других проблем.

На дне арктических морей находятся 3 затопленные атомные подводные лодки (К-27, К-159 и К-278 «Комсомолец»), 3 реакторных отсека и экранная сборка (фактически реактор) атомного ледокола «Ленин», а также около 17 тысяч контейнеров с твердыми радиоактивными отходами, которые затоплены в заливах Новой Земли и на Новоземельской впадине. Основное количество объектов сосредоточено в Карском море. А наиболее опасные – К-27 и К-159.

Новый вызов – очистка Арктики от затопленных радиоактивных объектов. А их здесь более 17 тысяч. Решение этой проблемы специалисты обсудили на прошедшем в Мурманске семинаре, организованном экологическим объединением «Беллона», госкорпорацией Росатом и созданным при ней общественным советом.

– Сейчас мы начинаем анализировать объекты, затопленные в 1965-1981 годах в северных морях, – отметил начальник отдела координации и реализации международных программ госкорпорации «Росатом» Анатолий Григорьев. – Главная задача – их поднять, а инфраструктура для береговой утилизации уже готова.

– Существуют объекты, которые могут в перспективе вызвать серьезные последствия, – подчеркнул заведующий лабораторией Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН Михаил Кобринский. – Ядерное наследие включает в себя выведенные из эксплуатации боевые корабли, береговые базы и затопленные объекты. Если работы с первыми двумя типами потенциальных источников угрозы, как было сказано, сдвинуты с мертвой точки, то третий остался пока в прямом и переносном смысле за бортом.

О чем же идет речь? В первую очередь – о трех атомных подводных лодках. Две из них (К-159 и К-278 «Комсомолец») погибли в Баренцевом море. Третья (К-27) затоплена в районе архипелага Новая Земля. Там же, к слову, покоятся три реакторных отсека АПЛ и около 17 тысяч контейнеров с твердыми радиоактивными отходами (ТРО).

О первых итогах российско-норвежской экспедиции в район нахождения К-159 рассказал начальник отдела мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды Росгидромета Вячеслав Шпиньков. Следует отметить, что  в девяностые годы были проведены три подобные экспедиции по обследованию затопленных объектов. В 2010 году началась новая серия исследований. На первом этапе в зону внимания попал архипелаг Новая Земля. В частности, К-27 и залив Степового в целом. Теперь выбрали в качестве объекта К-159.

Эту лодку еще называют Б-159. Дело в том, что во время боевой службы она классифицировалась как «крейсерская». После вывода из эксплуатации ее переименовали в «большую». Отсюда и разница в маркировке. АПЛ затонула 30 августа 2003 года вблизи острова Кильдин при буксировке на утилизацию из Гремихи в Снежногорск. Погибли 9 человек. На борту подводного крейсера имеются два реактора с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ). Лодка затонула очень близко от берега на глубине 250 метров прямо на входе в Кольский залив, в районе оживленного судоходства. Она ударилась о дно и, возможно, получила повреждения.

Ситуацию усугубляет тот факт, что реакторы АПЛ совершенно не были подготовлены к затоплению. Вообще говоря, реакторы на этой лодке практически полностью отработали свой ресурс. И активность там составляет сейчас порядка 150 килокюри (кКи). Это в полтора раза больше, чем у всего, что затоплено в районе Новой Земли. Но самоподдерживающаяся цепная реакция здесь, к счастью, может возникнуть чисто гипотетически.

Теперь собственно об экспедиции. К-159 не обследовали с 2007 года. Но на этот раз вниманием она обойдена не была. Ее детально осмотрели с помощью подводного необитаемого аппарата. Ученые взяли пробы воды и донных отложений, а также исследовали образцы морских обитателей.

– На данный момент никаких отклонений от фоновых значений не выявлено, – отметил Вячеслав Шпиньков. – Пробы еще анализируются, но предварительные результаты показывают, что цифры не отличаются ни от фона, ни от результатов 2007 года.

Все это, конечно, замечательно. Но, отмечают специалисты, вопрос о том, поднимать эту лодку или оставить на месте, нужно решать как можно быстрее. Если упустить время, подъем АПЛ может стать настолько трудоемким и опасным, что придется вести речь о строительстве саркофага на дне.

Следующий объект – К-27. Это корабль, построенный по проекту 645 ЖМТ, с жидким металлом в качестве теплоносителя. На флоте подлодка получила прозвище «Нагасаки». 24 мая 1968 года на ней произошла серьезная радиационная авария, при которой пострадал весь экипаж, 9 человек погибло. В сентябре 1982 года К-27 была затоплена в Карском море у северо-восточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового. Имеет на борту два реактора с ОЯТ.

В отличие от двух других АПЛ, покоящихся на дне северных морей, К-27 не погибла, а была затоплена планово. Ее активные зоны предварительно заполнили специальным консервантом. Впрочем, уже после затопления лодки обнаружилось, что этот консервант не так хорош, как думали сначала. Определили это на аналогичном реакторе, который также готовили к упокоению в морских глубинах, но так и оставили на берегу. И с подъемом этой АПЛ тоже нельзя затягивать. Утилизировать лодку, учитывая ее возраст, можно до 2020 года.

По прозвучавшему на семинаре мнению экспертов, даже попадание 5-6 литров воды в активную зону «Нагасаки» может привести к возникновению неуправляемой цепной реакции. Катастрофических последствий от этого, конечно, не будет. Содержание радиоактивных элементов в близлежащей акватории достаточно быстро если и не придет в норму, то снизится до значений, не превышающих предельно допустимых. Но психологический ущерб от подобного происшествия даже трудно оценить.

Третья лодка – К-278 «Комсомолец» – погибла в Норвежском море 7 апреля 1989 года после пожара. Имеет на борту один реактор с ОЯТ, который был заглушен экипажем, а также торпеды с ядерными боеголовками. АПЛ затонула аварийно при нахождении на боевой службе. Так что ее реакторы тоже никак не были подготовлены к затоплению. И в них приличное количество активности. Порядка 90 кКи. Это почти в два раза меньше, чем в К-159, но все же немало. АПЛ находится на большой глубине, около двух километров, первый контур реактора разгерметизирован, и из него выходит активность. Причем очень локально, через трубу вентиляции реакторного отсека, которая была открыта при затоплении.

Понятно, что подъем упомянутых субмарин обойдется, мягко скажем, недешево. По мнению начальника научно-исследовательского управления НИИ спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» Андрея Краморенко, сначала нужно поднять К-27 и К-159, а только затем можно переходить к подъему «Комсомольца».

– Подъем затонувшего объекта имеет много факторов, – отметил он. –  Сначала, конечно, нужен хороший и грамотно обоснованный технический проект.

Для подъема АПЛ есть несколько вариантов. Первый – захватами с помощью плавкрана. Второй предполагает применение опускаемого балластируемого модуля. Третий основан на использовании транспортной баржи-катамарана, куда лодка поднимается кранами. Этот вариант хорош еще и тем, что баржа всегда пригодится в дальнейшем. Четвертый способ предусматривает применение стальных судоподъемных понтонов с последующей погрузкой АПЛ на борт судна-транспортировщика.

– Все варианты должны базироваться на опыте применения и требуют расчетов по стоимости. В мировой практике наиболее распространен крановый способ. У нас так поднимали дизельную лодку, – подчеркнул Андрей Краморенко.

Напомнил докладчик и о выдающейся операции по подъему с глубины свыше 100 метров погибшей атомной подлодки К-141 «Курск». Работы проводились с помощью баржи, специальных захватов и домкратов. То есть объекты с морского дна поднимать можно, соответствующие возможности и опыт имеются.

– Стоимость – вопрос весьма тонкий, без разработки проекта назвать сумму очень сложно, – отвечая на вопрос о том, во сколько обойдутся подобные проекты, сообщил Андрей Краморенко. – Скажу лишь, что все варианты по цене приблизительно одинаковы. Да, это дорого. Особенно на начальном этапе. Но надо понимать, что останется оборудование, которое можно будет использовать в дальнейшем. Будут развиваться технологии. А главное, снизится опасность для всего человечества от лежащих на дне потенциально опасных объектов.

(«Мурманский вестник», 03.06.2015 г.)

Редактор отдела экономики газеты "Мурманский вестник".