архив

С борта «Королевы Ольги»

10 ноября (28 октября по старому стилю) 1916 года Департамент таможенных сборов Российской Империи издал предписание управляющему Архангельской таможни организовать на станции Мурман Александровского уезда таможенный надзор по пропуску через границу грузов для нужд государственной обороны. И уже через две недели, 24 (11) ноября из Архангельска в Романов-на-Мурмане были откомандированы 28 таможенных служащих. За сложность работы им на 50 процентов повысили зарплату. А управляющим таможенного надзора был назначен коллежский советник Михаил Казимирович Поpембский…

Этими сведениями поделился со мной ветеран Мурманской таможни, историк-краевед Виктор Головин. В то время, сообщил он, в Кольском крае таможенные учреждения работали лишь на берегу Кандалакшского залива. В апреле 1893 года были образованы таможенная застава в Ковде и таможенный пост в селе Кереть. В мае 1900-го к ним добавился таможенный пункт в Умбе, а спустя еще 16 лет — таможенная застава в Кандалакше. Подчинялись они управляющему Архангельской таможни, который обладал в отношении них правами начальника таможенного округа.

А вот на Мурманском берегу таможен не было. Причина тому — режим «порт-франко», разрешавший беспошлинный ввоз и вывоз товаров, который действовал вдоль побережья от норвежской границы на западе до мыса Святой Нос на востоке. Имперское правительство установило его в 1868 году. В связи с чем годом позже был упразднен таможенный пост в Коле, а функции борьбы с контрабандой возложили на местную полицию.

Беспошлинно разрешалось ввозить иностранные товары в рыбацкие поселки Мурмана, а также в города Колу и Александровск. Мурманская железная дорога и населенные пункты вдоль нее не входили в полосу «порто-франко». Поэтому остальным жителям Кольского полуострова, в том числе Терского берега и Кандалакшского залива, разрешалось без оплаты пошлины вывозить из Колы и Александровска иностранные товары исключительно для собственного потребления.

Положением Комитета Министров от 23 апреля 1899 года были установлены годовые беспошлинные нормы. Подушевые — на чай, сахар, соль, свинец, топоры и теплые рубашки. И семейные — на гвозди, керосин, рыболовные сети и крючки, посуду, свечи, ламповые стекла, спички, канаты, веревки и бечевки из джута, пеньки и льна. При этом нормы исчислялись в фунтах, штуках, пачках и пудах.

Столь благостную беспошлинную ситуацию изменила Первая мировая война. Российской армии не хватало оружия и боеприпасов, военной техники и амуниции. Их можно было получить у союзников. Но отечественные порты Балтийского и Черного морей блокировал противник, а дальневосточные гавани находились слишком далеко от европейского театра военных действий. Оставались беломорские порты. Но зимой их акватории покрывались труднопроходимым льдом.

Поэтому именно Мурманский берег благодаря незамерзающему Кольскому заливу оказался самым удобным районом для прямых контактов с союзниками. Дальнейшую историю мы все хорошо знаем: в срочном порядке и в кратчайшие сроки был создан порт, основан город Романов-на-Мурмане, а из Кандалакши протянута железнодорожная ветка.

И зимой 1915-1916 годов военные грузы пошли уже не через Архангельск, а через Кольский залив — в Александровск (ныне Полярный), Семеново (Мурманск) и Дровяное. Причалов для приема судов было мало, и корабли союзников подолгу стояли на рейде, ожидая разгрузки. В 1916 году через эти порты проследовало 42 тысячи 763 тонны импортных грузов.

Вот тут-то и потребовалась таможенная служба. Личный состав надзора, уточнил Виктор Головин, состоял из чинов различных таможенных органов. Управляющий Порембский был ревизором Архангельской таможни, переводчик Пузыревский до этого работал в той же должности в Таганроге, старший досмотрщик Семенов служил в Либавской таможне…

Многих  привела на Кольский полуостров война и приостановка работы таможенных учреждений на западной границе империи. Так, Михаил Семенович Терентьев, прибывший в Мурманск в 1919 году на должность помощника бухгалтера, служил ранее помощником управляющего Кондушской таможенной заставы на финляндской границе. Во время боевых действий в Карелии здание заставы было разрушено. И он под угрозой плена вынужден был бежать в Архангельск вместе семьей, бросив все нажитое имущество.

Организованный на Мурманском берегу надзор, как сообщил Головин, имел структуру таможни: управляющий, два контролера (считай — заместители), пакгаузный и корабельный смотритель, шесть его помощников, занимавшихся непосредственно таможенным оформлением, четыре канцелярских чиновника, ведущих делопроизводство, дюжина досмотрщиков, осуществлявших досмотр судов и грузов, охрану складов и так далее, переводчик со знанием английского языка и бухгалтер.

Для несения наружной и охранной службы имелось 17 кавалерийских шашек с портупеями в кожаных ножнах, 3 револьвера системы «Наган», 9 винтовок и 2 штыка к ним.

В обязанности таможенников входили прием, досмотр и выпуск гpузов, поступающих из-за границы. Вооружение и боеприпасы пропускались в упрощенном порядке по коносаментам, без вскрытия грузовых мест. Досмотр других грузов производился по фактурам, спецификациям или коносаментам, если содержащиеся в них сведения были достаточными для исчисления пошлины. Кроме того, надзором осуществлялся контроль за каботажными перевозками, судовыми командами и пассажирами, а также за почтовыми посылками и товарами, вывозимыми внутрь империи.

Мурманский таможенный надзор подчинялся Архангельской таможне. Он начал работу 5 декабря (22 ноября) 1916 года. В первое время таможенники располагались на пароходе «Королева Ольга Константиновна» Мурманского пароходства, затем их перевели в барак около железной дороги.

Основная работа у надзора была в зимний период. Так что весной большая часть сотрудников уезжала домой в Архангельск. В Мурманском порту продолжал действовать временный таможенный пост в составе четырех служащих (управляющего, его помощника и двух досмотрщиков), а также истопника и сторожа.

В такой форме таможенный надзор просуществовал на Мурмане более трех лет. Затем, 11 декабря 1919 года на его базе была создана постоянная Мурманская таможня 1 класса 4 разряда со штатом в 25 единиц и установлением в Коле таможенного поста.

(«Мурманский вестник», 11.11.2016 г.)

Редактор отдела экономики газеты "Мурманский вестник".