На посту в Девичьего озера
Поселок с однокоренным названием остается где-то слева, а мы, проскочив еще пару километров, въезжаем на территорию международного автомобильного пункта пропуска Борисоглебск. Он, как и положено, расположился у самой границы, прижавшись к берегу озера Нейтиярви. С финского название водоема можно перевести, как Девичье озеро. В финском фольклоре, говорят, даже есть история о том, что имя свое озеро получило в память об одной из живших неподалеку трех сестер, которая провалилась под его лед и утонула. Романтичность картины немного портит тот факт, что здесь проходит граница не с Финляндией, а с Норвегией. Ну да так уж в наших северных краях перепутались все названия – русские, финские, норвежские, саамские.
Вообще говоря, официальный юридический адрес МАПП Борисоглебск таков: автодорога М-18 «Кола», 1592-й километр. Собственно, это и есть вся протяженность нашей знаменитой Ленинградки. Ее начало, как нетрудно догадаться, находится в Петербурге. На другом конце – единственный пункт пропуска на сухопутной границе с Северным королевством.
Сотрудников таможенного поста по этому самому юридическому и фактическому адресу ежедневно доставляют на служебном автобусе из близлежащих населенных пунктов – Никеля и Заполярного. Оперативная смена работает все время, пока открыта граница: летом – с 9 до 23 часов, зимой – с 10 до полуночи. График синхронизирован с сопредельной стороной. Поэтому после отмены в России зимнего времени дополнительную разницу в показаниях часов приходится компенсировать, что называется, вручную.
Начальник таможенного поста МАПП Борисоглебск Светлана Лычагова по образованию педагог. Но в свое время ее профессия оказалась в Никеле невостребованной. И вот уже тринадцать лет Светлана Анатольевна трудится в таможне. Все это время – на одном таможенном посту. Начинала инспектором еще в старом здании пункта пропуска. Потом работала старшим инспектором. Занималась оформлением грузов. Три года была заместителем начальника, а с февраля 2012 года стала начальником таможенного поста. В ее подчинении 26 человек. Еще в Мурманске был заготовлен стандартный в таких случаях вопрос:
– И каково оно, командовать мужчинами?
Однако он оказался не особенно актуальным. Название ли близлежащего озера тому виной, но только пост в значительной степени феминизировался. В гендерном плане преобладают женщины. Кстати, в возрастном – молодежь.
Работа здесь весьма напряженная. Скажем, в прошлом году по сравнению с предшествующим пассажиропоток увеличился на 27 процентов. Прирост, согласитесь, весьма значительный. Справиться с таким людским морем весьма непросто. Да плюс еще грузоперевозки. Имеющихся двух полос на выезд и одной на въезд – явно недостаточно. Не первый год говорится о необходимости реконструкции. Уже даже есть готовый проект. Он предполагает обустройство пяти полос в каждую сторону. Отдельные полосы будут выделены для жителей приграничных территорий, пересекающих границу в упрощенном порядке, грузовых и легковых автомобилей. А павильоны на полосах позволят проходить таможенный контроль, не заходя на территорию основного здания пункта пропуска.
Но это дело завтрашнего дня. Начнутся работы – расскажем. А пока вернемся к имеющимся цифрам. В 2003 году, когда состоялось открытие нынешнего пункта пропуска, согласно паспортным данным он был рассчитан на обслуживание 100 транспортных средств и 300 человек в течение рабочего дня. Сейчас через него проходят ежедневно от 350 до 500 и даже 600 автомобилей. А физических лиц – до двух тысяч человек в пиковую нагрузку. Пики приходятся на предпраздничные, праздничные дни и практически каждые выходные. Особенно напряженный период, конечно же, российские январские и майские каникулы.
– Людей всегда достаточно много. От сезона к сезону в какой-то степени меняются цели поездок, – уточнила Светлана Лычагова. – Зимой в основном деловые поездки, отчасти шопинг. А летом очень много туристов. Особенно заметен прирост иностранцев. Причем не только норвежцев, но и из третьих стран. Например, Финляндии, Швеции, Германии и так далее. У нашего края, безусловно, есть большой туристический и коммерческий потенциал.
Потенциал реализуется в грузо- и пассажиропотоки. При такой нагрузке значительную роль в работе таможенников играют интуиция и внимание к деталям.
– Если говорить о перемещении грузов, то мы осуществляем в первую очередь документальную проверку. Уже на этом этапе опытный инспектор может оценить потенциальный риск, – заметила моя собеседница. – Но в целом у нас есть сформировавшийся круг участников внешнеэкономической деятельности. Речь идет о конкретном контингенте грузоперевозчиков. Большинство компаний и индивидуальных предпринимателей давно работают на этом рынке и дорожат своей репутацией. Они стремятся быть законопослушными. С ними работать, конечно, проще. Кроме того, значительно сокращает время для обеих сторон действующий на таможенном посту принцип «одного окна», когда инспектор таможни осуществляет несколько видов контроля – собственно таможенный, транспортный и документальный ветеринарный или фитосанитарный. В результате совершение таможенных операций на посту в отношении участника ВЭД занимает от 30 до 40 минут с учетом прохождения других видов контроля.
Что касается физических лиц, то практика показывает, что сознательно идущие на правонарушение граждане встречаются редко. В основном же нарушают по незнанию закона или просто по невнимательности. Поэтому Светлана Лычагова рекомендует полнее использовать возможности официального сайта ФТС, консультационной службы таможни, а также информационной зоны самого поста. Заранее, еще при выезде, есть смысл уточнить, что разрешено ввозить, а что нельзя. Детали всегда можно уточнить у таможенных инспекторов. То, что ни один из них от вас не отмахнется, начальник поста гарантирует. Соответствующая работа с коллективом постоянно ведется. Так что все необходимые разъяснения о порядке декларирования товаров и заполнения пассажирской таможенной декларации вы получите.
Но бывает, что люди просто раздражаются из-за очередей, которые порой возникают. Тут нужно понимать, что каждый вид контроля (пограничный, таможенный, ветеринарный и так далее) требует определенного количества времени. Поэтому в часы пик граждане иногда вынуждены провести на границе два, а то и три часа. Что ж, будем надеяться, что эту проблему решит грядущая реконструкция.
– А с кем все-таки легче работать – с иностранцами или соотечественниками? – не мог не задать я сакраментальный вопрос.
– Большинство сотрудников у нас владеют английским и норвежским языками. Так что языковых проблем, как правило, не возникает, – пояснила Светлана Лычагова. – С точки зрения таможенного контроля иностранным гражданам, путешествующим на собственном автомобиле, требуется немного больше времени на процедуру оформления временного ввоза транспортного средства. Что касается административных правонарушений, то статистика показывает, что их в значительной степени совершают наши граждане. Но россиян и гораздо больше в числе пересекающих границу. В целом иностранные граждане все же, пожалуй, более законопослушны. К тому же в Евросоюзе действуют очень жесткие ограничения на перемещение многих товаров, продуктов, например. Поэтому те же норвежцы изначально готовятся к прохождению своей границы, а на нашей у них тем более никаких проблем не возникает.
(«Мурманский вестник», 27.05.2014 г.)